Железнодорожный транспорт
На территории Оренбургской области функционирует протяженная сеть железных дорог, по которым осуществляются перевозки грузов и пассажиров. В границах области осуществляют деятельность два филиала АО «Российские железные дороги» (далее – АО «РЖД») − Южно-Уральская железная дорога (далее - ЮУЖД) и Куйбышевская железная дорога (далее - КбЖД). Эксплуатационная длина путей ЮУЖД составляет 1340,5 км., в том числе электрифицированные линии – 512,0 км., КбЖД – 115,0 км. Плотность железных дорог общего пользования в Оренбургской области – 13,3 километра/1000 кв. километров, что в 3,4 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации.
Особенностью строения железнодорожной сети Оренбургской области является то, что указанные участки 2-х филиалов железной дороги не имеют прямой связи в границах области. Также специфичным элементом сети железных дорог Оренбургской области является прохождение в южной части области протяженного участка (порядка 150 км.) железной дороги, принадлежащей закрытому акционерному обществу "Национальная компания "Казакстан Темир Жолы" (Илецкий участок).Наиболее востребованным является участок КбЖД (несмотря на то, что протяженность его намного меньше, чем ЮУЖД), что объявляется топографическими особенностями расположения Оренбургской области.
Перевозки пассажиров в дальнем следовании
Благодаря особенностям географического положения административный центр Оренбургской области – г. Оренбург расположен на отдалении от основных магистральных пассажирских транспортных коридоров. Большинство маршрутов, следующих через г. Оренбург имеют пункт отправления/назначения в г. Оренбурге или г. Орске, исключение составляет поезд Челябинск – Адлер или поезда, следующие за пределы Российской Федерации по направлению к границе с Республикой Казахстан. В весенне-летний период данный список расширяется за счет транзитных поездов, следующих из восточной части Российской Федерации до курортов Кавказа.
Наибольшее количество пассажирских поездов дальнего следования следует через Оренбургскую область транзитом через станции Бугуруслан и Абдулино по участку КбЖД. Регулярные поезда соединяют:
- г. Оренбург, Орск и другие (на участке ЮУЖД) - с Самарской, Ульяновской, Рязанской, Московской, Челябинской, Свердловской, Ростовской, Волгоградской, Саратовской, Тюменской, Иркутской областями, Республикой Мордовия, Краснодарским Краем, Красноярским Краем, Ямало-Ненецким АО, Ханты-Мансийским АО.
- г. Абдулино и г. Бугуруслан (на участке КбЖД)–с Пензенской, Читинской, Амурской, Еврейской, Воронежской, Белгородской, Астраханской областями, Республикой Бурятия, Забайкальским Краем, Хабаровским Краем, Приморским Краем, Республикой Дагестан, Республика Башкортостан, а также с указанными выше субъектами Российской Федерации.
Наибольший объем обслуживаемых пассажиров в дальнем сообщении приходится на станции Оренбург, Орск и Абдулино.
С целью выявления станций отправления/прибытия поездов дальнего следования, являющихся объектом притяжения со стороны жителей смежных муниципальных районов, был проведен анализ транспортной подвижности населения как отношение численности жителей соответствующего городского округа (муниципального района), на территории которых находится железнодорожная станция, к количеству отправляемых/прибывающих пассажиров. Как правило, по большинству станций значение транспортной подвижности находится в пределах от 0,7 до 1,2. По некоторым станциям значение транспортной подвижности менее 0,3 (Переволоцкая, Сакмарская, Шильда) что объясняется малым количеством поездов, останавливающихся по данным станциям, и наличием в непосредственной близости крупных транспортных узлов таких как Оренбург и Орск. Значения коэффициента транспортной подвижности более 1,3 наблюдаются по станциям Оренбург, Орск, Бугуруслан и Абдулино. Повышенные значения для станций Орск и Оренбург объяснимы тем, что они являются давно сформировавшимися транспортными узлами областного значения и именно с них отправляется большинство поездов дальнего следования Оренбургской области. Особо необходимо отметить высокий коэффициент транспортной подвижности для станции Абдулино, превышающий более чем в 2 раза остальные. Данный факт ярко свидетельствует о повышенном спросе на транспортные услуги со стороны жителей смежных муниципальных образований и даже г. Оренбурга. Учитывая высокую значимость станции Абдулино в структуре перевозок поездами дальнего следования в Оренбургской области необходимо рассмотреть возможность организации транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала г. Абдулино и осуществить взаимоувязку расписаний автобусов междугороднего сообщения Оренбург-Абдулино с расписанием поездов дальнего следования по станции Абдулино.
Перевозки пассажиров в пригородном сообщении
Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области осуществляют пассажирские компании: АО «Свердловская пригородная компания» и АО «Башкортостанская пассажирская пригородная компания».
Пассажирооборот пригородного железнодорожного транспорта Оренбургской области в 2021 году составил:
- 71380,0 тыс. пассажиро-километров – по данным АО «Свердловская пригородная компания»;
- 5551,0 тыс. пассажиро-километров – по данным АО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания».
На текущий момент в границах Оренбургской области обслуживается 9 пригородных пассажирских сообщений:
1) Оренбург–Илецк-1
Направление неэлектрифицированное, однопутное, обслуживается рельсовыми автобусами РА-1, по направлению ежедневно курсирует 1 пара поездов в сутки №6753/6454;
2) Оренбург–Кувандык–Медногорск–Орск
Направление электрифицированное, двухпутное, обслуживается электропоездами в 4-х вагонной компоновке. По направлению в зависимости от участка курсирует до 4-х пар поездов в день (наибольшая частота движения на участке Оренбург–Чебеньки). Перевозки осуществляются поездами «Оренбург – Чебеньки» №6772, «Саракташ –Оренбург» №6767, «Оренбург – Кувандык» №6763, 6762, «Оренбург – Медногорск» №6775, «Кувандык – Орск» №6605, 6602, «Оренбург – Орск» №6601, 6604;
3) Оренбург–Новосергиевская–Бузулук
Направление неэлектрифицированное, двухпутное, обслуживается поездами РА-2 в 3-х вагонном исполнении. По направлению ежедневно курсирует 1 пара поездов, в выходные курсирует 2 пары поездов в день «Оренбург-Бузулук» №6706, 6705, 6709, 6710;
4) Орск – Рудный Клад
Направление неэлектрифицированное, однопутное, обслуживается поездами на локомотивной тяге с прицепными вагонами. Движение пассажирских поездов осуществляется ежедневно кроме вторников и сред поездами №6631,6632;
5) Орск – Айдырля
Направление электрифицированное, двухпутное, обслуживается электропоездами в 4-х вагонной компоновке. По направлению ежедневно курсирует 1 пара поездов в сутки № 6611,6614;
6) Бузулук – Тюльпан
Направление неэлектрифицированное, однопутное с двухпутными вставками, обслуживается поездами на локомотивной тяге с прицепными вагонами. По направлению ежедневно курсирует 1 пара поездов №6719,6720;
7) Бузулук – Колтубанка
Направление неэлектрифицированное, двухпутное, обслуживается поездами на локомотивной тяге с прицепными вагонами. По направлению ежедневно курсирует до 2-х пар поездов №6745,6746,6738,6742,6743 (поезд по сути является частью маршрута Кинель-Бузулук);
8) Абдулино – Похвистнево
Направление электрифицированное, двухпутное, обслуживается поездами в 4-х вагонной компоновке. По направлению ежедневно курсирует до2 пар поездов в сутки №6596, 6016, 6591, 6595;
9) Абдулино – Раевка
Направление электрифицированное, двухпутное, обслуживается поездами в 4-х вагонной компоновке. По направлению ежедневно курсирует до 2 пар поездов в сутки №6457, 6458, 6465, 6466.
Кроме указанных направлений пригородные поезда следуют в межрегиональном сообщении в направлении г. Уфы.
В пассажирском сообщении на территории Оренбургской области задействовано 150 станций и остановочных пунктов (остановочные платформы в обоих направлениях движения поездов учитываются как единый остановочный пункт).
Количество отправленных пассажиров в пригородном сообщении по остановочным пунктам и станциям ЮУЖД наиболее востребованными станциями (годовой пассажиропоток более 50 тыс. пассажиров) являются станции Кувандык, Новосергиевская, Оренбург, остановочный пункт 10 км (Оренбург), Сакмарская, Саракташ, Чебеньки.
Пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом на территории Оренбургской области осуществляются АО «Свердловская пригородная компания» и АО «Башкортостанская пассажирская пригородная компания» подвижным составом, арендуемым у ОАО «РЖД». В связи со спецификой железнодорожной инфраструктуры на различных участках используются различные типы подвижного состава: электропоезда, рельсовые автобусы, поезда в составе локомотивов и прицепных вагонов.