Дорожное хозяйство
Дорожное хозяйство
Протяженность региональных и межмуниципальных дорог общего пользования Оренбургской области 11,7 тыс. км, на которых расположено 686 мостов и путепроводов, общей протяженностью 30 835 пм, и около 9 тыс. водопропускных труб.
Почти 5 тысяч км (42,1 %) автодорог имеют асфальтобетонное покрытие; 6,7 тысяч км (54,9%) – гравийное; 0,2 тысячи км (3%) - это грунтовые дороги.
По итогам 2020 года в Оренбуржье отремонтировано и капитально отремонтировано почти 290 км дорог регионального и межмуниципального значения, основные работы проводились в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Объем финансирования работ по нацпроекту превысил 4,3 млрд руб., общий размер областного дорожного фонда составлял более 15 млрд руб.
Велось строительство подъездов к селам в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Ее дорожная составляющая включала в себя 7 объектов. Общая протяжённость построенных дорог превысила 6 км. Финансирование новостроек осуществлялось за счёт средств федерального и областного бюджетов. Дороги существенно улучшили транспортную доступность сельских жителей по отношению к региональной и федеральной дорожной сети.
БКАД – 2020
В рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автодороги» реализован ряд важных для области проектов. В частности, участок автодороги Секретарка-Дымка в Северном районе – с 0 по 16 километр. Эта дорога капитально ремонтировалась в два этапа: в итоге гравийное покрытие заменено на асфальтобетонное на всем протяжении– более 37 км. Дорога будет способствовать развитию животноводческого кластера, который сложился на территории Северного района.
Среди других значимых объектов – продолжение ремонта региональной дороги Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск, завершение работ на дороге Оренбург-Беляевка, которая поэтапно приводилась в норматив с 2017 года, ремонт сразу 7 дорог и участков дорог на востоке области, общей протяженностью более 80 км. В итоги произошло существенное улучшение транспортной инфраструктуры области.
В Оренбурге проведен капитальный ремонт четырех объектов – улицы Правды, Комсомольская, Туркестанская и Аксакова. На последней из них, общей протяжённостью 0,9 км, перед ремонтом была проведена замена сетей теплоснабжения – они, как и дорога, в последний раз капитально ремонтировались более сорока лет назад. На улице заменены все слои дорожной одежды, бордюрные камни, обустроены парковочные карманы, газоны и тротуары. Улица Туркестанская кроме того получает дополнительную ливневую канализацию, имевшаяся до ремонта приводится в порядок. В общей сложности в Оренбурге по нацпроекту БКАД отремонтировано более 53 км городских дорог.
В Орске по БКАД отремонтировано 7 объектов – важнейших городских улиц с напряжённым трафиком. Общая протяжённость ремонтов – почти 12 км.
В Новотроицке в рамках БКАД в 2020 году отремонтировано почти 7 км дорог, в Гайском городском округе – 2,2 км – это три дороги центра города.
Строгий контроль за ходом и качеством выполнения дорожных работ осуществлялась как со стороны экспертов, так и со стороны общественности. Положительная оценка получена от представителей ФАУ «РОСДОРНИИ».
БКД – 2021
В 2021 году в рамках нацпроекта БКД работы проведены на 15 дорогах регионального значения, на 110 объектах г. Оренбурга и 14 г. Орска. В общей сложности приведено в норматив 390 км региональных и межмуниципальных дорог, а также 78,5 км местных. По итогам года доля региональных и межмуниципальных дорог, соответствующих нормативным требованиям, составила 34,2%, местных дорог Оренбурга и Орской агломерации – 71%.
Среди основных объектов – вновь дороги регионального значения Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск, Орск-Шильда-граница Челябинской области, Орск-Домбаровский Светлый, Илек-Ташла-Соболево, Новосергиевка-Илек, Бугуруслан-Абдулино. Все эти дороги имеют важнейшие инфраструктурное значение для области, планируется привести их в нормативное состояние на всем протяжении. Начались работы на еще одной региональной автодороге – Шарлык-Новосергиевка. В 2021 году капитально отремонтировано сразу 60 км из 124 км ее общей протяженности. В норматив приводились и межмуниципальные автодороги – Ивановка-Пугачевский в Оренбургском районе, Саракташ-Буранча-Новомихайловка в Саракташском районе, Кувандык-Новоуральск в Кувандыкском городском округе.
Летом 2021 г. во исполнение распоряжений, озвученных президентом РФ в ежегодном послании Федеральному собранию, в Оренбургской области сформирована региональная опорная сеть автодорог. В неё вошли все федеральные трассы, а также почти 1,5 тыс. дорог регионального и федерального значения, имеющих важнейшее транспортное значение, отличающихся интенсивным движением, связывающих между собой федеральные дороги, а также являющихся транзитными путями в соседние российские регионы и Республику Казахстан. Приведение их в нормативное состояние – приоритет дорожной отрасли Оренбуржья на ближайшие годы.
Размер регионального дорожного фонда – 16,6 млрд руб., из них финансовая составляющая нацпроекта БКД - 7,4 млрд руб.
БКД-2022
Впервые в составе дорожного нацпроекта выделена отдельная «мостовая» программа, целью которой является приведение в нормативное состояние искусственных сооружений, которые расположены на региональных и межмуниципальных дорогах. В рамках реализации этой программы в Оренбургской области работы проводились на 10 объектах, которые ремонтировались, капитально ремонтировались и реконструировались. Самым значимым из них является мост через р. Орь в Орске, длиной более 236 м, который связывает центр города с автодорогой, ведущей в аэропорт и далее – на границу с Казахстаном. Работы на 8 объектах завершены в ноябре, 2 объекта являются переходящими, он будут готовы к июню 2023 года.
Продолжилось приведение в норматив автодорог регионального и межмуниципального значения – всего отремонтировано и капитально отремонтировано более 300 км. Самый капиталоемкий объект - 57 км капитального ремонта автодороги Шарлык-Новосергиевка на территории Шарлыкского, Александровского и Новосергиевского района. Работы завершены в ноябре, дорога находится в нормативном состоянии фактически на всем протяжении. Капремонт начального участка (0 км – 17 км) автодороги Новосергиевка –Илек завершил трехлетнюю работу по приведению в норматив и этой автодороги. Таким образом, обеспечен проезд транзитного транспорта от федеральной автодороги Казань-Оренбург до границы с Казахстаном (пункт пропуска «Илек»). Продолжились работы на автодорогах Бугульма-Уральск, Каменноозерное-Медногорск, Орск-Шильда-граница Челябинской области, Орск-Домбаровский-Светлый. Все они входят в региональную опорную сеть и поэтапно приводятся в норматив на всем протяжении.
Капитальный ремонт шел и на важнейшей для области дороге - Ивановка-Сорочинск-Ташла, которая проходит с севера на юг по трем районам. Работы велись на территории Сорочинского городского округа и Красногвардейского района, из общей протяженности свыше 135 км в норматив осталось привести порядка 20 км.
Акцент на капитальные ремонты является отличительной чертой дорожного сезона 2022 г., этот акцент сохранится и впредь. Дороги области, построенные преимущественно 40-50 лет назад, изначально не были рассчитаны на существующую сегодня интенсивность движения транспорта и его весовые характеристики. Проблема решается капремонтом дорог с заменой всех слоев дорожной одежды и увеличением их несущей способности до максимальных нагрузок на ось в 11,5 т. Этот приоритет содержится в «Программе дорожной деятельности Оренбургской области 2023-2027гг.» - основополагающем документе, по которому будет планироваться работа дорожной отрасли региона.
Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах области
Ежегодно ведутся работы по установке металлического барьерного ограждения, установке и замене автопавильонов. Продолжается установка тросового ограждения, разделяющего транспортные потоки противоположных направлений. Пешеходные переходы обустраиваются в соответствии с новыми национальными стандартами с заменой дорожных знаков, устройством искусственных неровностей, установкой пешеходных светофоров и барьерных ограждений, препятствующих выходу на проезжую часть вне зоны перехода. Для повышения безопасности дорожного движения продолжается работа по развитию фото- и видеофиксации нарушений ПДД на автомобильных дорогах области. Для обеспечения сохранности автодорог и недопущения движения перегруженного сверх установленных норм транспорта, в 2021 году установлено 5 АПВГК – автоматических постов весового и габаритного контроля, которые проводят необходимые измерения без участия человека. До конца 2024 года на региональных и межмуниципальных дорогах планируется установка ещё 10 АПВГК.